Исправляем неработающую кнопку «Пуск». Пробуем советы из интернета. Приходим к своему решению.
04 марта 2025, Chemtable Software
На одном из наших компьютеров с Windows случилась проблема: перестала работать кнопка «Пуск». Нажатие на нее ни к чему не приводило. Перегрузка системы не помогала. Мы поискали что рекомендуют делать в таких случаях, попробовали эти советы и в итоге решили проблем. В этой статье мы резюмировали часто встречающиеся способы решения этой проблемы и описали свое решение, которое в итоге сработало.
Перед внесением изменений настоятельно рекомендуем создать точку восстановления системы, как сделать это — в конце статьи.
1) Запуск средства проверки системных файлов (sfc и DISM)
Позволяет восстановить целостность файлов операционной системы, если они повреждены.
Щелкаем правой клавишей мыши на кнопку «Пуск» (обычно это работает, даже если нажатие на нее левой кнопкой не срабатывает) и выбираем команду запуска терминала в режиме администратора:

В терминале вводим команду для запуска средства проверки системных файлов и нажимаем Enter:
sfc /scannow
Утилита проверит целостность системных файлов и восстановит повреждения в случае их наличия.
После того как она завершила работу, перезагрузите систему и проверьте, не исчезла ли проблема с кнопкой «Пуск».
Если этого не произошло, попробуйте восстановление работоспособности системы другим способом. Вновь запустите терминал от администратора и введите команду:
DISM.exe /Online /Cleanup-image /Restorehealth
Утилита DISM обратится к Центру обновления Windows и, если потребуется, загрузит оттуда файлы, необходимые для исправления поврежденных компонентов.
По окончании работы вновь перезагрузите компьютер и проверьте работоспособность кнопки «Пуск». Если ничего не помогло, переходите к следующему разделу.
2) Настройка прав доступа к ключу реестра
Другая частая причина проблем с меню «Пуск» — неверно установленные разрешения для доступа к ключу реестра:
HKEY_CURRENT_USER\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Explorer\User Shell Folders
Открывает этот ключ в редакторе реестра. Нам удобно делать это с помощью Reg Organizer, но можно использовать и стандартный Regedit. Для его запуска вновь откройте терминал, как показано выше, и выполните команду regedit.exe.
Переходим к указанному ключу и выбираем для него команду «Разрешения»:

В появившемся окне щелкаем «Дополнительно»:

Поставьте галочку «Заменить все записи разрешений…», а затем нажмите кнопку «Включение наследования», после чего щелкните «OK» в окне:

Перезагрузите систему и проверьте, работает ли кнопка «Пуск».
3) Изменение параметра реестра EnableXAMLStartMenu
В некоторых случаях помогает изменение параметра реестра EnableXAMLStartMenu, расположенного в ключе:
HKEY_CURRENT_USER\Software\Microsoft\Windows\CurrentVersion\Explorer\Advanced
Запустите Reg Organizer или редактор реестра regedit.exe, как описано выше, откройте указанный выше ключ и создайте параметр типа REG_DWORD с названием «EnableXAMLStartMenu» и значением 1. Если этот параметр уже есть и имеет значение 0, поменяйте на 1.
Если у вас установлен Reg Organizer, там уже есть «тонкая настройка», позволяющая легко поменять этот параметр реестра, вот как ее активировать:

Снова перезагрузите систему и проверьте, работает ли кнопка «Пуск».
4) Попробуйте создать новую пользовательскую учетную запись.
Создайте новую учетную запись администратора и проверьте, работает ли меню «Пуск» в ней. Не будем здесь вдаваться в детали как это сделать, в интернете много пошаговых руководств как создать новую учетную запись в Windows.
Если это помогло, вам необязательно переходить в новую учетную запись и забрасывать текущую. Можно провести «реактивацию» вашей основной учетки, сделав, чтобы все встроенные приложения, которые есть в ней, установились повторно. Для этого в Powershell из-под администратора надо выполнить команду ниже. Вбейте эту команду сначала в поисковике, если нужны точные инструкции как запустить Powershell нужным образом:
Get-AppXPackage -AllUsers | Foreach {Add-AppxPackage -DisableDevelopmentMode -Register «$($_.InstallLocation)\AppXManifest.xml»}
То, что помогло нам:
5) Изменение прав доступа к ключу реестра HKEY_CLASSES_ROOT.
В нашем случае эти советы, часто встречающиеся в интернете и безусловно работающие во многих других случаях, не помогли вернуть жизнь кнопке «Пуск». Она все так же не откликалась на нажатие.
Запомните: для корректной работы кнопки «Пуск» в списке процессов должен присутствовать процесс StartMenuExperienceHost.exe. На нашей проблемной системе его не было. Проверить это можно, запустив Диспетчер задач комбинацией клавиш Ctrl + Shift + ESC, а потом зайдя в нем в раздел «Сведения» в Windows 11 или «Подробности» в Windows 10:

Если у вас такого процесса в списке нет, это и есть причина неработоспособности кнопки «Пуск». Более того, его ручной запуск, а находится он по пути C:\Windows\SystemApps\Microsoft.Windows.StartMenuExperienceHost_cw5n1h2txyewy\StartMenuExperienceHost.exe, ни к чему не приводил. В разделе логов, eventwer.msc лишь добавлялось сообщение об ошибке в приложении StartMenuExperienceHost.exe.
Дальнейшие исследования проблемы показали, что сбой в StartMenuExperienceHost.exe возникает из-за того, что он не может получить доступ к значению реестра, находящемуся в ключе HKEY_CLASSES_ROOT.
Почему же он не может получить доступ? Мы вновь открыли окно разрешений, но только для корневого ключа HKEY_CLASSES_ROOT, и сразу увидели, что права доступа у него не такие же как у других корневых ключей. У них группе «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ» были назначены права доступа:

Однако у HKEY_CLASSES_ROOT эта группа отсутствовала в списке:

Странно, не правда ли? На других системах группе «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ» назначены права чтения в HKEY_CLASSES_ROOT, и в этом легко убедиться, если под рукой есть еще одна система.
Поэтому добавим в список прав для HKEY_CLASSES_ROOT группу «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ». Делается это следующим образом (текстовое описание под картинкой):

- Нажимаем «Добавить»
- Вводим «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ».
- Нажимаем «Проверить имена» и убеждаемся, что группа «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ» отображается с подчеркиванием, т.е. введенное нами название совпало с одной из имеющихся групп.
- Нажимаем «OK».
Еще раз нажимаем «OK» в родительском окне. После этого в окне на картинке выше в дополнение к элементам «ВСЕ» и «СИСТЕМА» добавился элемент «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ». Права для этой группы должны быть выставлены такие (только чтение):

Сразу после закрытия окна по OK кнопка «Пуск» стала нажиматься нормально!
Не спешите добавлять остальные записи в этот список, достаточно добавить только «ВСЕ ПАКЕТЫ ПРИЛОЖЕНИЙ». Добавление других, дополнительных групп, пусть даже они есть у прочих корневых ключей, может привести к неверной работе!
Как создать точку восстановления системы (это надо обязательно сделать перед внесением любых изменений из этой статьи!)
- Нажимаем комбинацию клавиш Win + R для вызова окна «Выполнить».
- Вводим в нем команду systempropertiesprotection и нажимаем Enter:

Вместо ввода этой команды, если вы имеете доступ к поиску в системе (кнопка «Пуск» у нас не работает, напомним), в нем можно просто ввести «создание точки восстановления» и выбрать первый совпавший элемент.
- В появившемся окне нажимаем «Создать», а затем в новом окне вводим название точки восстановление (любое) и еще раз нажимаем «Создать»:

Готово! Теперь в случае проблем можно будет отменить изменения, внесенные в реестр.
Удачи с исправлением кнопки «Пуск»!